Подписаться на новости и обновления блога

Пожалуйста, подождите...

Вы успешно подписались!

Топ комментаторов
  • Maksima. 3
  • seoonly. 1
  • geomine. 1
  • Наталья. 1
  • valter 1

Поддержка детского и юношеского чтения

Лого
Автор: Тема:
0 голосов

Проблемы детского чтения

Читать всем вместе – это достаточно сложно, придется хорошо потрудиться. Но зато результат будет очень высоким – во время чтения родителей дети будут фантазировать, погружаться в захватывающий придуманный ими мир, представлять себе литературных героев, которых они будут считать своими друзьями.
Чтение – это не просто прочитанный вслух какой-либо рассказ. Это совместно проведенное время, которое сближает на основе имеющихся общих интересов. Прочитанные произведения совместно обсуждаются, ребенок учится рассуждать, обдумывать ситуацию, предлагает варианты решения.

Значимость семейного чтения

Во время семейного чтения ребенок приучается слушать. Он не просто спокойно сидит, а, не отвлекаясь, учится долго слушать, вдумывается в то, что происходит, концентрирует на этом внимание. Детское семейное чтение полезно и для взрослых, так как дает им возможность отвлечься от повседневных дел и приятно провести время со своими детьми, вновь пережить волнующие путешествия, испытать яркие эмоции ненадолго погрузившись в детство.
Развитие детского чтения помогает устанавливать и развивать между детьми и родителями прочные эмоциональные связи. Это – гарант крепких и доверительных отношений в семье в течение всего периода взросления ребенка. Просто читая детям вслух можно построить крепкий фундамент счастливых отношений в своей семье.
Детское семейное чтение позволит малышу по-другому смотреть на многие вещи, когда он начнет взрослеть. В подростковом возрасте дети начинают особенно сильно проявлять дух бунтарства, возражать, спорить, показывать свой характер с негативной стороны. Но в этом случае очень важно, что ребенок может пережить данный период относительно спокойно, если будет общаться с уравновешенными одногодками. Во многом книги очень влияют на то, какое окружение выберет для себя подросток.
Важно приучать детей к классической литературе, именно она позволяет выработать им навык скрупулезно относиться к выбору своего окружения. Поэтому ребенок, прежде чем с кем-то дружить, неоднократно подумает, подходит ли этот человек для хорошей дружбы. Такие дети практически никогда не попадают в плохое окружение. Они стараются подружиться с теми, с кем их объединяют общие интересы, книги, которые они прочитали.
Благодаря детскому семейному чтению ребенок получает доступ к ценным источникам информации. Помимо этого родители защищают его душу, стараются напитать ум полезными сведениями. Ребенок будет более жизнестойким в любых ситуациях, у него произойдет творческая самореализация.
Путь ребенка как читателя во многом определяется благодаря культурным отношениям внутри семьи. Если родители подают своим детям пример в чтении, то у последних быстрее формируется и проявляется вкус к чтению. Для развития детского чтения на первых порах идеально подходит художественная литература.
Особенно важно читать вслух дошкольникам. В этом случае родители выступают связующим звеном между своим чадом и автором произведения. Родители, словно проводники, помогают малышу проникнуть в прекрасный мир рассказа посредством чтения, пережить бурю эмоций. В совсем юном возрасте малыши не могут обойтись без помощи взрослых, их эмоционального соучастия во время чтения.
В процессе семейного чтения все его участники контактируют между собой и, что очень важно, перенимают для себя нравственные идеи из жизни, отображенные в печатных источниках. Ребенку в данном общении отведена главная роль. Функционал родителей заключен при этом в том, что они должны побуждать малыша к размышлению, а также указывать ему правильный путь развития его познавательской деятельности. Школьные библиотеки, детские и семейные помогают родителям постичь такое искусство, как совместное чтение со своими детьми, обязательно при этом общаясь с ними. Сегодня задача, стоящая перед школьными библиотеками очевидна — способствование росту в семье личности, которая сможет по достоинству оценить и принять культуру прошлого, а затем создать свое мировоззрение в современности.

Поддержка детского и юношеского чтения

Виды семейного чтения. 10 причин для чтения

Семейное чтение можно реализовать разными способами. Выделяют три возможности проведения чтения:

  • процесс происходит посредством кого-то из взрослых, поэтому чтение опосредованное;
  • мероприятие совместное, все принимают участие в чтении, поэтому оно именуется как сотворчество;
  • ребенок читает сам – самостоятельное чтение.

Если чтецом выступает именно взрослый, а маленький человечек становится слушателем, тогда чтение является опосредованным. Данный способ несет некоторые преимущества для взрослого чтеца. Он самостоятельно контролирует процесс чтения. Соответственно, взрослый может несколько изменить текст, чтобы он стал легче для восприятия ребенком, подстраивается под удобный для себя ритм. Взрослый способен подавать материал более выразительно, ярко и при этом следить за реакцией маленького слушателя.
Читать вслух достаточно сложно. Ведь текст нужно не просто механически и монотонно произносить, а обыгрывать, создавать голосом соответствующую эмоциональную обстановку, выделяя каждого героя книги отдельно. Главное, родителям не поддаваться сну и не зевать. Поэтому они должны быть правильно настроены на чтение с ребенком. Воспринимать это не как угнетающую обязанность, а нечто увлекательное и интересное.
Нужно также научиться реагировать на замечания и комментарии маленького слушателя во время чтения. Ребенок может так проникнуться произведением, что будет плакать, выражать недовольство поведением некоторых героев, протестовать или смеяться. Детское семейное чтение – это семейный разговор, поэтому на вопросы малыша необходимо отвечать сразу. Никогда нельзя его перебивать и говорить, чтобы он подождал, пока не закончится рассказ. Это негативно настроит малыша, он может почувствовать себя никому не нужным со своим мнением и переживаниями.
Совместное участие в чтении наравне, как взрослого, так и ребенка, свойственно чтению-сотворчеству. Ребенку удается качественно совместить несколько ролей. Он внимательно слушает, критикует, может также выступать и рассказчиком. Чем раньше родители начнут вместе со своим чадом разбираться в положительных и отрицательных чертах характеров главных героев, тем лучше. Когда родители вслух симпатизируют одним героям и порицают других, они, таким образом, дают понять малышу, почему у него самого разное отношение ко всем героям – одни ему нравятся, а другие – нет.
Чтение-сотворчество обладает такими преимуществами для ребенка:

  • развитие речевого аппарата;
  • вырабатывание навыков творческого мышления;
  • ненавязчивое прививание желания самостоятельно читать.

Сотворчество может происходить по одному из удобных вариантов для родителей. Можно начать чтение произведения, а потом предложить малышу придумать собственное дальнейшее развитие событий и рассказать их. Если дело касается стихотворения, то его читают с разными интонациями. А потом спрашивают у ребенка, которая из них подходит произведению и, соответственно, правильная – печальная или веселая, к примеру.
Особенно привлекает ребенка чтение, когда между всеми распределяются роли всех литературных героев. Он старается также выделять интонационно своего героя, более внимательно следит за чтением, чтобы не упустить смысл рассказа. В момент чтения по ролям у него тренируется память. Не менее привлекательный вариант для детей и игра, когда им самим необходимо придумать концовку. Говорится текст, а ребенок заканчивает его теми словами, которые больше всего подходят по смыслу. Таким образом, можно:

  • увеличить словесный запас малыша;
  • развивать у него чувство языка;
  • малыш будет учиться слышать как отдельные слова, так и словосочетания.

Развитие детского чтения происходит и благодаря тому, что ребенок старается читать самостоятельно. Хотя из всех вариантов чтения, самостоятельное – самое трудное. Конечно, выучить буквы для ребенка совершенно не проблема. Но вот задача соединить их в слоги или построить предложения подчас становится для детей настоящей катастрофой. Если неудача следует одна за другой, то малыш быстро теряет интерес к чтению.
Овладение чтением должно происходить в таком случае в игровой форме. О буквах сложено много сказок и стихов. Желательно дать ребенку возможность их прослушать. Главное, чтобы игровые элементы не утомляли ребенка. Всего должно быть в меру. Однако здесь родителей подстерегают проблемы детского чтения. Если ребенок научился читать самостоятельно, ему вручили несколько книжек в руки и благополучно за все забыли. Это распространенная ошибка. Если ребенок читает сам, он все равно нуждается в родителях как в чтецах:

  • из-за слабой еще техники чтения он может потерять смысл текста и не получить интересную информацию;
  • взрослые люди читают гораздо выразительнее и эмоциональнее, поэтому процесс становится для малыша захватывающим и интересным;
  • часто дети сталкиваются с незнакомыми словами, а присутствие рядом взрослого позволит им быстро разрешить эту проблему, узнать смысл сказанного и пополнить свой словарный запас;
  • благодаря чтению родителям предоставляется дополнительная возможность пообщаться с детьми, проникнуться их интересами.

Отказ родителей почитать сильно ранит ребенка. Подсознательно он проводит параллель между собственными интересами и желаниями родителей. Так он приходит к выводу, что родителям не важны его интересы, потому они не хотят проводить с ним время. Как результат – ребенок отдаляется от чтения и со временем и вовсе перестает читать, что сильно удивляет родителей, ведь их чаду так нравилось это занятие. Нужно всего лишь немного подождать, когда ребенок сам выразит желание читать самостоятельно.
Книги читать очень полезно, по крайней мере, для этого есть десять причин:

  • Регулярное пополнение словарного запаса.
  • Легкость общения с окружающими людьми.
  • Растущее чувство уверенности, высокая эрудиция.
  • Книжный текст способен успокоить психику и избавить организм от стресса.
  • Постоянная тренировка памяти, развитие мышления.
  • Увеличение активности мозга во время чтения, постоянное пребывание его в тонусе и в отличном состоянии, профилактика заболеваний мозга.
  • Улучшение сна при регулярном чтении на ночь.
  • Развитие объективности, сосредоточенности и взвешенного принятия решений. Развитие концентрации внимания на определенном объекте, без отвлечения на посторонние предметы.
  • Читающие люди — креативные люди, способные неординарно мыслить, подавать уникальные творческие идеи.
  • Расширение кругозора, развитие воображения.

Поддержка детского и юношеского чтения

Как привить подростку любовь к чтению?

Проблемы детского чтения сегодня особенно актуальны, потому как подростки сами не особо стремятся читать. Им некогда взять в руки книгу, потому как надо успеть посмотреть кино, побывать в интернете, проверить социальные сети, поиграть в компьютерные игры. В этот момент родители начинают задумываться, какую бы интересную книгу предложить ребенку, чтобы она его наконец-то «зацепила».
Чтобы подросток все-таки приобщался к чтению, родители должны занять правильную позицию. Во-первых, их чадо могут интересовать по тематике совершенно другие печатные издания, а не те, которые приводили в восторг их самих. Поэтому нельзя критиковать выбор подростка. Времена меняются, как и интересы. Во-вторых, многие дети присматриваются к родителям и копируют их поведение. Если взрослые хотят чтобы дети читали – пусть подадут личный пример. В читающих семьях обычно всегда читают и дети.
В-третьих, не стоит переживать, что ребенок коснется запретных тем. Когда личность взрослеет и формируется, она старается познать как можно больше. Если ребенка заинтересует тема определенного направления – сексуальных взаимоотношений, наркомании и т.д., то он все равно найдет способ, как прочитать об этом.
В-четвертых, виден хороший результат, когда родители наблюдает за увлечениями подростка, видят, какие у него вкусы. Именно с учетом этой информации и удастся подобрать необходимую литературу, которая привлечет внимание ребенка и обязательно ему понравится. Существует масса педагогических программ, в которых детально освещены самые насущные проблемы детского чтения и рассмотрены многочисленные пути их решения.

Правильная организация семейного чтения

Особенно малыши обожают, когда им читают сказки и стихотворения. При этом ребенка ничего не должно отвлекать. Желательно создать спокойную обстановку. Для сказок идеально вечернее время, когда в комнате приглушенный свет, окружающее пространство становится сказочным и мифическим, а эффект дополнительно усиливается выразительной интонацией чтеца. Не следует затягивать чтение – достаточно и пятнадцати минут, именно столько могут держать дети внимание сконцентрированным, а потом оно рассеивается.
Во время чтения родители сохраняют с детьми зрительный контакт, а располагаются все участники чтения напротив друг друга. Так маленькие слушатели могут наблюдать за чтецом, видеть его мимику и жесты. Поэтому малыши сильнее воспринимают прочитанное. Главное, избегать при чтении монотонности и торопливости. Ребенок должен видеть, что к книгам относятся бережно, их аккуратно перелистывают. Также необходимо продемонстрировать малышу, что чтение вслух доставляет родителям неземное удовольствие.
Чтение произведения – это увлекательный рассказ, который обязательно сопровождается тем, что чтец меняет силу голоса, громкость произношения, в зависимости от того, какого героя он озвучивает и какие развиваются события. Если в этот момент ребенок рассматривает картинки в книге, отрывать его от этого занятия не стоит.

Поддержка детского и юношеского чтения

Выбор книг для семейного чтения

Когда родители согласны посодействовать своему чаду в чтении, они задаются вопросом, что за книги выбрать для детского семейного чтения? Широкий ассортимент современных печатных изданий еще не гарантирует того, что все их можно использовать для чтения. Главное, по каким критериям выбираются книги – это качество и значение текста, приведенные иллюстрации. Графические изображения должны соответствовать смысловой нагрузке текста, быть достаточно крупными, понятными и реалистичными. Ведь практически невозможно объяснить малышу, почему в реальности трава зеленая, а нарисовали ее розовой.
Что же касается гармонии графики и текста, то малыш всегда ожидает, что на картинке он увидит подтверждение того, что написано в книге. Поскольку дошкольники, в большинстве, слушают чтеца, то текст в книге должен быть понятным и легко произносимым, никакого сленга и сокращений. Ребенок должен понимать смысл происходящего, поэтому книга должна соответствовать ему по возрасту.
Если родители затрудняются подобрать книги для поддержки детского и юношеского чтения самостоятельно, тогда им помогут в этом детские библиотеки. Здесь находится масса современной литературы и классики. Конечно, бессмертны произведения выдающихся классических писателей – детской поэтессы Агнии Львовны Барто, поэта и прозаика Александра Сергеевича Пушкина, драматурга и поэта Самуила Яковлевича Маршака и др. Но привлекают и современники – А. Усачева, М. Боровицкая и др.
Книги для детского семейного чтения выбираются из таких категорий:

  • народные сказки, в которых фигурирует волшебство, диковинные животные;
  • истории про реальных и сказочных животных;
  • рассказы о сказочных человечках;
  • произведения, описывающие реальные и выдуманные события из жизни детей.

Особенно детям советуют выбирать познавательные книги с качественными красочными иллюстрациями. Если родители помнят, какая в их детстве была любимая книга, то стоит обязательно почитать ее и своим детям.

Понравилась статья? Поделись с друзьями:

Этот блог с упоением читают тысячи женщин и один мужчина. Присоединяйся, мы этого так ждали!

Пожалуйста, подождите...

Вы успешно подписались!

Вам также может быть интересно

    Оставить коментарий

    • ;-)
    • :|
    • :x
    • :twisted:
    • :smile:
    • :shock:
    • :sad:
    • :roll:
    • :razz:
    • :oops:
    • :o
    • :mrgreen:
    • :lol:
    • :idea:
    • :grin:
    • :evil:
    • :cry:
    • :cool:
    • :arrow:
    • :???:
    • :?:
    • :!:
    Я хочу получать обновление этого блога